Четыре войны Василия Гусева
Навсегда в памяти людей останется Великая Отечественная война и ее герои, которые есть в каждой семье.
Меня зовут Валентина Васильевна Кильдюшкина. Более 35 лет я проработала в газопромысловом управлении ООО «Газпром добыча Оренбург», из которых 28 — в отделе кадров и социального развития. Вела направление пенсионного обеспечения, много общалась ветеранами войн и участниками трудового тыла.
Этот рассказ о моем отце Василии Петровиче Гусеве, который начал службу в 1939 году в Монголии. Участвовал в боях за Халхин-Гол, в Советско-Финской войне 1939–1940 годов, прошел всю Великую Отечественную войну, принимал участие во взятии Рейхстага. Затем был отправлен на Дальний Восток. За отличные боевые действия в боях с японскими войсками получил благодарность Верховного Главнокомандующего Советского Союза Иосифа Сталина. В 1946 году награжден медалью «За победу над Японией». Из армии демобилизован 6 июня 1946 года в звании старшего сержанта.
Папа и в мирное время продолжал бороться, только с огнем. 42 года он трудился в пожарной охране. В 2010 году дорогого мне человека, достойно прожившего свою долгую и славную жизнь, не стало.
В преддверии 75 годовщины Великой Отечественной войны хочу поделиться воспоминаниями отца, записанными мною.
Я родился 2 января 1918 года в селе Никольском Краснохолмского района Чкаловской области (ныне Оренбургского района Оренбургской области). Получил начальное образование. До армии работал в колхозе: пахал землю на быках, потом освоил трактор.
В 1938 году осенним набором меня призвали в рабоче-крестьянскую Красную Армию и направили на Дальний Восток, а затем в Монголию. Часть находилась в 3-х километрах от города Улан-Батора. В автобатальоне я освоил профессию шофера.
Советский Союз в то время помогал обеспечивать территориальную целостность Монголии и отражать атаки японских войск на ее пограничные заставы. Мне, молодому водителю, приходилось преодолевать по 800–900 километров от границ СССР до военных частей Монголии. Спал по 3–4 часа в сутки, остальное время был в рейсах с военными грузами. Перевозки были хорошо организованы: машины — новые «полуторки», в дорогу выдавались пайки, на маршрутах находились пункты заправок.
В мае 1939 года напряженность на границах Монголии в районе реки Халхин-Гол переросла в военное столкновение японских войск с советско-монгольскими. И хотя у японцев было численное преимущество в живой силе, мы переломили ситуацию и разбили самураев.
Этой операцией по приказу Сталина командовал Георгий Жуков.
Тогда в числе первой сотни награжденных красноармейцев я впервые был представлен к награде — медали «За отвагу». Разбив японцев, наша часть была переброшена на финскую границу, где начиналась Советско-Финская война 1939–1940 годов.
Иосифом Сталиным в то время была поставлена задача отбросить финские войска от нашей северной границы и Ленинграда. В этой войне я принимал участие от начала и до конца. Финские войска показали хорошее умение вести боевые действия в условиях болот, глубокого снега и сильных морозов, что привело к большим потерям живой силы и техники Красной Армии.
Морозы стояли под 40 градусов. Оружие отказывало. Руки, примерзавшие к винтовкам, отогревали у костра. Наши потери были велики: красноармейцы утопали в болоте, замерзали. Но, несмотря на хорошие военные укрепления финнов (линия Маннергейма), из-за недостатка вооружения и продовольствия финские войска вскоре сдали свои позиции, пошли на переговоры и впоследствии заключили с нашей страной мирное соглашение.
Пока 32-я армия и моя часть № 845 Карельского фронта возмещала потери после Финской войны, началась война с фашистской Германией. В Великую Отечественную войну я служил стрелком, водителем, связистом. Прошел с боями по всей Европе до Берлина. Дважды был контужен и трижды ранен. Воевал на Ленинградском, Карело-Финском, Украинском, Степном фронтах.
Особенно запомнились бои под Сталинградом, где я получил первое ранение, под Харьковом, под Орлом, битва за Днепр, штурм Берлина. Постоянно по ночам перед глазами встают страшные эпизоды войны: кровь и погибшие товарищи.Великая Отечественная война. Василий Гусев (слева) с фронтовым товарищем. Фото из архива В.В. Кильдюшкиной
С 1943 года я служил шофером, подвозил боеприпасы на передовую. Иногда едешь зимой к местам боев со снарядами в сильную метель и мороз: ничего не видно, скорость километров десять-двадцать, тряска, как по шпалам. Остановишься протереть от снега лобовое стекло, а под ногами не шпалы, а замершие трупы солдат.
В сражении под Сталинградом танки утюжили гусеницами окопы, их броня была в крови солдат. При форсировании Днепра тоже шли кровопролитные битвы. До сих пор красный цвет будоражит сознание.
Фашистов мы выгнали за наши границы, и с боями дошли до Берлина. В то время довелось ездить на разных марках автомобилей: советских, немецких, американских. Особенно мне нравилась наша “Эмка» — ГАЗ М-1. Она отличалась надежностью, проходимостью. На таких, в основном, ездили наши командиры, в том числе и Георгий Константинович Жуков, с которым неоднократно судьба меня сводила на фронтах и войнах. После увольнения в запас в 1946 году у меня появилась мечта иметь такой автомобиль. Я его приобрел и проездил на нем тридцать лет.
При взятии Берлина враг ожесточенно сопротивлялся, придумывал различные хитрости, например, минировал местность и использовал советскую технику против нас.
До Берлина мы дошли с моим товарищем и земляком из села Никольского. Когда объявили, что войне конец, все бойцы и командиры вышли из укрытий, подбрасывали шапки, ликовали, приветствовали самолет с красными звездами, который появился в небе. Оказалось, что в нем находились фашисты, которые с воздуха начали стрелять по нашим солдатам. Мой друг погиб на моих глазах.
После капитуляции фашистов война для меня не закончилась. Из не женатых и обученных бойцов, удостоенных орденов и медалей, формировали эшелоны и отправляли на войну с Японией.
Разбили японцев мы быстро, с минимальными потерями.
В июне 1946 года после восьмилетней военной службы я вернулся в родные места.
Как боевого шофера с военным стажем в марте 1947 года меня пригласили в пожарную охрану МВД города Чкалова водителем пожарного автомобиля. Диспетчером-телефонисткой в пожарной части на улице Луговой с 1948 года до выхода на пенсию в 1981-м работала моя жена Пелагея Ивановна.
В 1972 году для охраны объектов Дедуровского газопромыслового управления была создана военизированная пожарная часть № 6. Кадров там не хватало, приходилось дежурить, обучать молодых бойцов и прививать им любовь к нашей профессии. За время моей работы в ВПЧ-6 я принимал участие в крупного пожара на газовом промысле № 2.
42 года я отдал службе в пожарной охране. Отмечен 10 знаками и медалями за добросовестный труд, награжден орденом «Знак Почета». Дважды избирался депутатом Городского совета и четырежды депутатом Ленинского районного совета, где приходилось решать вопросы по пожарной безопасности города. Был общественным автоинспектором.
На военных фронтах и в трудовой жизни меня окружали честные, порядочные, отзывчивые и трудолюбивые люди.
Я горжусь своим отцом. И молодому поколению газовиков хочу сказать: — «Не откладывайте на завтра то, что можно узнать из истории семьи сегодня, особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста…»
Я твердо убеждена, чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за всех нас. Эта память священна и благородна.
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |