Люди слова и дела. Илья Абрамович Шпильман
После окончания школы Илья Абрамович учился на геологоразведочном факультете Московского нефтяного института. В январе 1942 года его призвали в ряды Красной Армии. Служил в Забайкалье, участвовал в боях с Квантунской армией в Маньчжурии.В геологию Илья Абрамович пришел случайно. Он, молодой рабочий, приехал в Москву и хотел стать... астрономом. Его привлекали звезды и бесконечные пространства. Ему всегда было интересно все новое и неизвестное. В московскую «керосинку» он пошел за компанию и хотел искать золото. Судьба распорядилась иначе — он попал в группу поиска и разведки месторождений нефти и газа, о чем за всю свою жизнь ни разу не пожалел.
Илья Абрамович является первооткрывателем не только Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего в Европе по запасам газа, но и самого крупного европейского месторождения нефти. После войны Шпильман был направлен в Татарию для поиска новых месторождений нефти. Уже в 1948 году было открыто Ромашкинское нефтяное месторождение, из которого в 60-е годы добывали более 100 миллионов тонн нефти в год. Значение открытия Ромашкинского месторождения для восстановления послевоенной страны трудно переоценить.
После крупной победы в Татарии Шпильман был направлен в Оренбург.
В 1958 году Илья Абрамович начал свою работу по организации всех видов изысканий, особенно глубокого поискового и разведочного бурения. С участием большого коллектива геологов, геофизиков и буровиков, при помощи специалистов ведущих научных институтов были развернуты геологоразведочные работы по всей территории области. Результаты появились быстро: только в 1960 году было открыто 13 новых месторождений, добывающие организации создали в Бузулуке и Сорочинске, добыча нефти увеличилась в 15 раз.
В 1966 году получен первый фонтан газа из Оренбургского месторождения. Предстояло оценить масштабы открытия и принять решение о методике дальнейшей разведки. Тогда западносибирские газовые гиганты еще не были открыты, добыча газа в СССР составляла менее 10 млрд кубических метров в год. Проблемы газификации страны могли решить только крупные месторождения. Предположения Шпильмана об уникальном месторождении были поддержаны на уровне правительства. В короткий срок было пробурено 17 скважин, располагавшихся по всей площади структуры, которые подтвердили ожидаемые размеры месторождения.
Оренбург стал крупнейшим центром добычи газа в СССР. За несколько десятилетий коренным образом изменилась жизнь всего Оренбуржья. Благодаря природным ресурсам, разведанным Шпильманом, тысячи людей получили работу, построены сотни тысяч квадратных метров жилья, сотни социальных объектов, наша страна получила многомиллионные экспортные доходы.
Илья Шпильман (второй слева) с коллегами на разведочной скважине № 13, из которой был получен приток газа
За открытие Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения Шпильман был удостоен Ленинской премии. В музее истории и трудовой славы ООО «Газпром добыча Оренбург» хранятся копии удостоверений лауреата государственной премии СССР, о присвоении ученой степени кандидата геолого-минералогических наук, о награждении золотой медалью, правительственных телеграмм с поздравлениями, другие документы, монография и научная статья Ильи Шпильмана о состоянии и развитии поисково-разведочных работ на газ и перспективах газоносности Оренбургской области.
«Пока ты удивляешься окружающему миру, пока тебя интересуют причины событий и явлений — ты живешь! Если ты не хочешь задавать себе вопросы, искать на них ответы, узнавать что-то новое, открывать для себя неизвестные горизонты, то твоя жизнь — череда серых однообразных дней, не имеющих цели и смысла», — такой была жизненная установка Ильи Абрамовича Шпильмана.
В начале 1970-х при защите докторской диссертации Шпильману поставили в упрек, что он не отразил роль Ленина в разведке нефти. А потом по настоянию обкома партии его уволили с поста руководителя геологического управления. Но трудности не сломили Илью Абрамовича. В возрасте 63 лет он ушел в научно-исследовательский институт «ВолгоУралНИПИгаз», в котором продолжал трудиться вплоть до 85 лет. Газодобытчики помнят о его вкладе в основу развития Оренбургского газохимического комплекса и с особым уважением относятся к памяти об Илье Абрамовиче. Фамилия Шпильман звучит на корпоративных мероприятиях, посвященных Дню газовика, в приветственных обращениях, стихах и песнях об оренбургском газе, в памятных изданиях, справочниках и энциклопедиях.
Наследие Шпильмана — это не только открытые месторождения и опубликованные труды, но и целая династия геологов. Илья Абрамович встретил свою будущую жену Нину Андреевну Мельникову в институте. Она, дочь репрессированного, стояла на сцене в актовом зале на комсомольском собрании и плакала. Ее клеймили позором за то, что она не сдала своего отца — «врага народа». Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Они называли друг друга ласковыми именами до глубокой старости. Их отношения были настолько гармоничными, что они никогда не повышали друг на друга голос, никогда не ссорились, решения в семье принимали совместно. Илья Абрамович и Нина Андреевна бесконечно любили своих детей, внуков и правнуков и дали им столько нежности и заботы, что их участие и присутствие в жизни младшими поколениями семьи по-прежнему ощущается, хотя их самих уже много лет нет рядом.
Сыновья Ильи Абрамовича и Нины Андреевны пошли по стопам родителей и стали геологами. Внуки Шпильмана тоже продолжают семейные традиции и руководствуются девизом деда: «Пока ты удивляешься окружающему миру, пока тебя интересуют причины событий и явлений — ты живешь!».