Природный газ — эффективное газомоторное топливо

Рынок газомоторного топлива в России
Буклет (PDF, 366 КБ)

Для России, на территории которой располагаются крупнейшие запасы природного газа (31,25 трлн куб. м), развитие рынка газомоторного топлива — стратегическая задача и единственное верное решение в поиске альтернативных видов моторного топлива.

«Газпром» как российский энергетический лидер, добывающий, транспортирующий и реализующий природный газ ведет последовательную работу по развитию рынка газомоторного топлива.

Сегодня сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпром» включает 280 газозаправочных объектов в 63 регионах России, в том числе 67 новых объектов, построенных компанией «Газпром газомоторное топливо» в период с 2015 г. по 2018 г. Производственная мощность газозаправочной инфраструктуры «Газпром» составляет 2 млрд куб. м природного газа (метана) в год.

На данный момент наибольшее количество газозаправочных станций «Газпром» сосредоточено в Республике Татарстан (19), Свердловской области (17), Республике Башкортостан (15), Краснодарском (14) и Ставропольском (14) краях, Ростовской (12), Челябинской (10) и Волгоградской (10) областях.

Ключевым потребителем природного газа в качестве моторного топлива является Юг России. По объемам реализации лидирует Краснодарский край (50,0 млн куб. м), далее — Ставропольский край (37,3 млн куб. м), Ростовская область (33,4 млн куб. м).

В рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве с регионами в сфере развития рынка газомоторного топлива подписаны соглашения с 58 субъектами РФ. Кроме этого, в 8 субъектах России программам по развитию рынка газомоторного топлива присвоен статус масштабного инвестиционного проекта: Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область, Мордовия, Самарская область, Волгоградская область, Республика Удмуртия.

Результатами работы с региональными органами власти стало утверждение государственной программы развития рынка газомоторного топлива в 35 регионах России, а в 19 регионах установлены льготы по транспортному налогу для техники на природном газе.

Так, например, в городе Санкт-Петербурге, Кировской и Кемеровской областях транспортный налог для газомоторной техники полностью отменен. Кроме этого, эффективно работают программы субсидирования переоборудования техники на метан в рамках бюджетов регионов в Республике Татарстан (30%) и Сахалинской области (70–100%). Наибольшее количество техники в рамках программы субсидирования переоборудовано в Татарстане — 1 700 ед. за 2016–2018 гг. При этом, выделено 33 млн руб. на переоборудование техники в Татарстане в рамках собственных маркетинговых программ «Газпром газомоторное топливо». Однако динамика ввода газомоторной техники недостаточна для обеспечения загрузки существующих и вводимых в эксплуатацию АГНКС. Ежегодный прирост парка техники на газомоторном топливе должен составлять не менее 30–35 тыс. транспортных средств в течение ближайших 5 лет.

Российский парк техники, работающей на природном газе, в настоящее время составляет порядка 150 000 единиц. Всего с 2014 года по 2017 год Правительством РФ выделено 14,7 млрд руб. на поддержку приобретения техники на природном газе, в рамках программы закуплено 7 940 единиц техники. В 2018 году на эти цели выделено еще 2,5 млрд руб.

Сегодня автопроизводители на российском рынке реализуют более 150 моделей газовой техники, преимущественно это коммерческий транспорт (грузовики, фургоны, спецтранспорт). В 2017 году стартовали продажи легкового автомобиля LADA Vesta CNG.

Единый оператор рынка «Газпром газомоторное топливо», в том числе для стимулирования развития применения метана на транспорте, реализует собственные маркетинговые программы, в рамках которых в субъектах России переведено уже более 7 тыс. автомобилей.

Эффективность использования природного газа в качестве моторного топлива

Природный газ (метан) — ключевая альтернатива нефтяным видам топлива, его стоимость в среднем по России составляет 14 рублей за 1 куб. м (по расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 л бензина).

Цена на природный газ не зависит от стоимости нефти, так как метан не требует серьезных затрат на переработку, транспортируется по трубопроводам прямо на заправку.

В среднем на 100 километров пути транспорт расходует 10 куб. м метана, при этом стоимость 1 километра составит всего 1,4 рубля, в то время как 1 километр на бензине обойдется в 4,2 рубля.

Цена переоборудования легкового автомобиля для коммерческого использования составляет порядка 75 тыс. руб. При среднесуточном пробеге в 230 км и среднем расходе топлива 10 куб. м на 100 км экономия от использования природного газа составляет 235 060 руб. в год. При таких условиях установка газового оборудования окупается за 117 дней.


При использовании метана на транспорте выбросы углекислого газа в 2–3 раза меньше, чем у бензинового автомобиля, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными автомобилями. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха. Октановое число метана равно 105.

Газообразное состояние метана помогает его более полному сгоранию в двигателе, что увеличивает срок службы автомобиля и улучшает его работу. Поскольку метан попадает в бак автомобиля в первозданном виде, его качество, в отличие от бензина или дизеля, нельзя испортить различными добавками и присадками.

На газозаправочной станции природный газ проходит процессы очистки, осушки и сжатия в компрессоре. Метан сжимается до давления 200–250 бар, что приводит к сокращению объема в 200–250 раз. Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижает трение и уменьшает износ двигателя. При сгорании природного газа не образуются твердые частицы, вызывающие повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива увеличивает срок службы двигателя в 1,5–2 раза.

Метан — один из самых безопасных видов моторного топлива. Нижний предел температуры самовоспламенения метана — 650 °С, дизельного топлива — 320 °С, бензина — 250 °С. Пожароопасные концентрации метана находятся в пределах 4,4–17 % объема, а паров дизельного топлива — 1,1–8 %. Газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования он сразу улетучивается. По классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный 4-й класс.

Для реализации природного газа в качестве моторного топлива «Газпром» зарегистрировал товарный знак EcoGas.